Число стоп в стихе называется размером. Определяется он простым подсчетом.
Ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий – метры силлабо–тонического стихосложения.
· Ямб – двусложный размер. Ударение падает на второй слог.
∪—∪—∪—∪—∪—∪—
В тот год осенняя погода ∪—∪—∪—∪∪—
Стояла долго на дворе. ∪—∪—∪—∪—
Зимы, ждала, ждала природа ∪—∪—∪—∪—∪
Снег выпал только в январе. ∪—∪—∪—∪—
· Хорей – двусложный метр, начинающийся с сильного места («—»), потом слабое («∪»), потом опять сильное.
Буря мглою небо кроет, —∪—∪—∪—∪
Вихри снежные крутя; —∪—∪—∪—
То, как зверь она завоет, —∪—∪—∪—∪
То заплачет, как дитя… —∪—∪—∪—
· Анапест – размер, в стопе которого одно сильное и два слабых места.
(∪∪—). Это трехсложный метр.
Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...
Дактиль – трехсложный метр, в котором ударение падает на 1,4, 7, 10 и т. д. слоги. В данном случае последняя строка в каждом стихе неполна: не хватает или одного, или двух слогов после последнего ударного. В конце строки достаточно одного ударного слога. В конце стиха стопа может выглядеть и как - —∪∪, и как —∪X (X – отсутствующий безударный слог).
«В нашем болотистом, низменном крае —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Впятеро больше бы дичи велось, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —
Кабы сетями ее не ловили, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Кабы силками ее не давили…» —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
· Амфибрахий – трехсложный размер, где ударение падает на второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и так далее слоги (∪—∪).
Шумела полночная вьюга ∪—∪∪—∪∪—∪∪—
В лесной и глухой стороне ∪—∪∪—∪∪—∪∪
Двухсложный размер задает оптимистический характер, трехстопный - лирический характер.
Для объяснения стихотворного размера детям очень удобна следующая градация:
· Ямб Иван
· Хорей Ваня
· Анапест Иоанн
· Дактиль Ванечка
· Амфибрахий Ванюша
Виды рифмы
Мужская рифма - ударение на самом последнем слоге.
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий – метры силлабо–тонического стихосложения.
· Ямб – двусложный размер. Ударение падает на второй слог.
∪—∪—∪—∪—∪—∪—
В тот год осенняя погода ∪—∪—∪—∪∪—
Стояла долго на дворе. ∪—∪—∪—∪—
Зимы, ждала, ждала природа ∪—∪—∪—∪—∪
Снег выпал только в январе. ∪—∪—∪—∪—
· Хорей – двусложный метр, начинающийся с сильного места («—»), потом слабое («∪»), потом опять сильное.
Буря мглою небо кроет, —∪—∪—∪—∪
Вихри снежные крутя; —∪—∪—∪—
То, как зверь она завоет, —∪—∪—∪—∪
То заплачет, как дитя… —∪—∪—∪—
· Анапест – размер, в стопе которого одно сильное и два слабых места.
(∪∪—). Это трехсложный метр.
Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...
Дактиль – трехсложный метр, в котором ударение падает на 1,4, 7, 10 и т. д. слоги. В данном случае последняя строка в каждом стихе неполна: не хватает или одного, или двух слогов после последнего ударного. В конце строки достаточно одного ударного слога. В конце стиха стопа может выглядеть и как - —∪∪, и как —∪X (X – отсутствующий безударный слог).
«В нашем болотистом, низменном крае —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Впятеро больше бы дичи велось, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —
Кабы сетями ее не ловили, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Кабы силками ее не давили…» —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
· Амфибрахий – трехсложный размер, где ударение падает на второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и так далее слоги (∪—∪).
Шумела полночная вьюга ∪—∪∪—∪∪—∪∪—
В лесной и глухой стороне ∪—∪∪—∪∪—∪∪
Двухсложный размер задает оптимистический характер, трехстопный - лирический характер.
Для объяснения стихотворного размера детям очень удобна следующая градация:
· Ямб Иван
· Хорей Ваня
· Анапест Иоанн
· Дактиль Ванечка
· Амфибрахий Ванюша
Виды рифмы
Мужская рифма - ударение на самом последнем слоге.
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Виды рифмовки
Смежная рифмовка - рифмуются каждые две строки. (аабб)
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрёстная рифмовка - рифмуется первая строка с третьей, а вторая с четвёртой. (абаб)
Мне недалеко уйти пришлось:Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая рифмовка - рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей. (абба)
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.