Теория стихосложения

Число стоп в стихе называется размером. Определяется он простым подсчетом.
Ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий – метры силлаботонического стихосложения.
·  Ямб – двусложный размер. Ударение падает на второй слог.
∪—∪—∪—∪—∪—∪—
В тот год осенняя погода ∪—∪—∪—∪∪—
Стояла долго на дворе. ∪—∪—∪—∪—
Зимы, ждала, ждала природа ∪—∪—∪—∪—∪
Снег выпал только в январе. ∪—∪—∪—∪—
·  Хорей – двусложный метр, начинающийся с сильного места («—»), потом слабое («∪»), потом опять сильное.
Буря мглою небо кроет, —∪—∪—∪—∪
Вихри снежные крутя; —∪—∪—∪—
То, как зверь она завоет, —∪—∪—∪—∪
То заплачет, как дитя… —∪—∪—∪—
·  Анапест – размер, в стопе которого одно сильное и два слабых места.
(∪∪—). Это трехсложный метр.
Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...
Дактиль – трехсложный метр, в котором ударение падает на 1,4, 7, 10 и т. д. слоги. В данном случае последняя строка в каждом стихе неполна: не хватает или одного, или двух слогов после последнего ударного. В конце строки достаточно одного ударного слога. В конце стиха стопа может выглядеть и как - —∪∪, и как —∪X (X – отсутствующий безударный слог).
«В нашем болотистом, низменном крае —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Впятеро больше бы дичи велось, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —
Кабы сетями ее не ловили, —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
Кабы силками ее не давили…» —∪∪ —∪∪ —∪∪ —∪
·  Амфибрахий – трехсложный размер, где ударение падает на второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и так далее слоги (∪—∪).
Шумела полночная вьюга ∪—∪∪—∪∪—∪∪—
В лесной и глухой стороне ∪—∪∪—∪∪—∪∪

 Двухсложный размер задает оптимистический характер, трехстопный - лирический характер.
Для объяснения стихотворного размера детям очень удобна следующая градация:
·  Ямб Иван
·  Хорей Ваня
·  Анапест Иоанн
·  Дактиль Ванечка
·  Амфибрахий Ванюша



Виды рифмы


Мужская рифма ударение на самом последнем слоге. 

Зима весёлая пришла
И много снега принесла.


Женская рифма  -  ударение падает на предпоследний слог 

Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.


Виды рифмовки



Смежная рифмовка -  рифмуются каждые две строки. (аабб)


Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.



Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрёстная рифмовка -  рифмуется первая строка с третьей, а вторая с четвёртой. (абаб)

Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.



Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Кольцевая рифмовка -  рифмуются  первая строка с четвёртой, а вторая с третьей. (абба)


Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.



Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.